Горячая линия
по телефону
прием граждан
Разделы
Главная
Новости
В Правительстве области
В Областной Думе
Репортаж
Вопрос - Ответ
Экономика
Сельское хозяйство
Общество
Образование
Медицина
Культура
Спорт
Правопорядок
Земляки
К Дню Победы!
Колонка обозревателя
Экология
Фотографии
Агропромышленный комплекс
НМ-Четверг
В центре событий
Политинформация
Гость недели
Персона
Мир губернии
Находки репортеров
Социальный ракурс
Скажите, пожалуйста
Мир молодежи
Мир здоровья
Рыбный четверг
Мир охоты
Своя колея
Вопрос недели
Мир семьи
С верой в душе
Под крылом аиста
Живу в Кургане
«Ваш Старый Ферзь»
Неслучайные встречи
Криминальный очерк
Се ля ви
Потребитель
Израильский цикл
Скатерть-самобранка
Женский форум
Уроки Гагарина
Благодарность избирателям
Философия каратэ
Мы русские – какой восторг!
Генерал дальнего действия
Самоделкин на пенсии
Заводы ищут специалистов
Ниже ватерлинии…
Поздравления
Поэт – «Новому миру»
Сдай кровь – спаси жизнь
Меняем ветхое жильё на новое
Герой нашего времени
Недетские проблемы
Далматовский монастырь
Подписка
Визитная карточка
Расценки и предложения
Командировки
Наши подписчики
Конкурсы
"Мой прекрасный выпускной"
Газета в жизни моей
История успеха
Конкурс частушек
Наш классный класс
Информация
Расценки на рекламу
Контактная информация
Подписка
Наша редакция
Наш баннер
Ссылки
Эстафета на призы НМ
Об эстафете
Реклама
Компания ЭКОМИР Домострой
Из архива газеты...
Курганцы нетерпимы к наркотикам
18 марта в Курганской области завершился первый этап профилактической акции «Сообщи, где торгуют смертью», информировали в пресс-службе областного Госнаркоконтроля. Напомним, старт ей был дан 10 марта.
 
Случайное фото

Алексей Захаров: – Бла-бла-бла не может быть литературой

Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 3
ХудшаяЛучшая 
Автор: Валерий Портнягин   
21.05.2009
ImageАлексей Захаров – чрезвычайно интересный собеседник. Для нашего, признаемся честно, не слишком богатого на личности интеллектуального пространства это если и не «луч света», то уж точно глоток свежего воздуха. Свежесть эта, конечно, связана с молодостью, но также и с нетипичным мнением Захарова об окружающем мире, литературе и нашем времени.
Недавно он вернулся из Сургута, где участвовал в работе Всероссийского совещания молодых писателей. Надо сказать, что, начиная с 2005 года, Захаров почти ежегодно попадает в списки участников подобных встреч (Красноярск, три раза Москва и вот теперь Сургут). Его литературный рост очевиден. Проза Алексея Захарова вошла в сборники «Новые писатели» (Москва, 2007) и «Первовестник» (Красноярск, 2008), он печатался в журнале «Москва» и уж конечно в литературном альманахе «Тобол». В конце прошлого года в Кургане вышла в свет его первая книга, вобравшая в себя рассказы и повесть «Ловцы звёзд», которая и дала название всему сборнику. По итогам сургутского совещания его рассказы будут опубликованы в альманахе писателей Югры «Эринтур» (поющие озёра), а сам он рекомендован для вступления в Союз писателей России.
– Традиция проведения больших совещаний молодых писателей, – говорит Алексей Захаров, – корнями уходит в советское время. Но это хорошая традиция. Достаточно сказать, что через опыт подобных семинаров в своё время прошли, например, Валентин Распутин и Александр Вампилов, из наших, курганских писателей – Виктор Потанин и Иван Яган. Замечательно, что традиция литературного общения молодых не утрачена, что и в сегодняшних условиях кризиса находятся города и люди, понимающие значение будущего русской литературы. – Откуда вы такие?
– «Нас было много на челне…». В Сургут приехали молодые литераторы из многих городов России – от Белгорода, Орла, Санкт-Петербурга до Барнаула, Новосибирска и Томска. Очень много ребят из уральских городов, так как одним из организаторов совещания была Ассоциация писателей Урала. Курган, кроме меня, представляла поэтесса Маша Халикова. Всего же в трёх семинарах поэзии, двух – прозы, а также в семинарах детской литературы и критики участвовали 74 человека. Во главе семинаров были секретари Союза писателей РФ, руководители региональных писательских организаций из Москвы, Белгорода, Орла, Екатеринбурга, Омска, Тюмени, Ханты-Мансийска. Общение с ними, а также с ровесниками, такими, как я, даёт чувство уверенности в себе. Как много талантов разбросано по российским городам – и вот они вместе! Близкими мне по духу могу назвать Ингу Аверину из Томска, Оксану Сухову из Перми, Полину Кузаеву из Оренбурга…
– На девушек потянуло?
– И парни замечательные. Вот Илья Крестьянинов, Григорий Тарасов и лёгкий на слово критик, поэт, прозаик Константин Комаров. Все трое из Екатеринбурга. Набрал у них и других ребят электронных адресов и уже письма получаю.
– После «Ловцов звёзд» с тонким пониманием подростковой психологии ты стал популярен. Сейчас в редакционном «портфеле» альманаха «Тобол» лежит твой роман «Руна wyrd». О чём он?
– Об одиночестве. И главный герой, и девочка Оля, и баба Шура – все они одиноки. Это Москва 2003 года, жизнь современной «лимиты», подавшейся в столицу за лучшей долей. За всеми героями стоят реальные люди, в том числе курганцы. Город-монстр за деньги отбирает их время и постепенно всю жизнь. Мегаполис переполнен людьми, но многие из них одиноки. Мало того, они отгораживаются друг от друга. В толпе можно ни с кем не разговаривать, никого не слышать, даже звонить не надо, достаточно SMS. Баба Шура – почти москвичка, живёт в столице с 50-х годов, но даже в семье одинока. Сыну некогда навестить её. Одиночество съедает и её. Других съедает потребительство, обладание вещами, без которых люди ещё совсем недавно замечательно обходились…
– Печально. Но вот ведь для писателя одиночество – вещь необходимая, желаемая.
– Конечно, литература делается в тиши. Плохо то, что творческие люди одиноки перед своими проблемами без поддержки власти, без материальной, организационной, моральной поддержки. Наше поколение оторвано от традиционной культурной почвы, отсюда и всепроникающий цинизм, и семейные проблемы. Культура воспитывает в человеке самые лучшие качества, а литература, как составная часть культуры, совершенно уникальна. Книга позволяет нам напрямую разговаривать с лучшими умами человечества. Фильм, например, даже хорошая экранизация прозы, говорит сквозь призму восприятия литературы режиссёром, сценаристом, актёрами. А книга – это чистая мысль самого автора.
– Что ты можешь сказать о литературной жизни Кургана?
– На удивление литературная среда у нас жива: издаются книги, альманах «Тобол» и другие журналы, живёт в КГУ литературная студия Виктора Потанина. Но хочется большего, хочется, чтобы у таких талантливых поэтов как Сергей Бойцов и Владимир Брозинский не было бы проблем, чтобы студийцы писали не только о цветочках-лопушочках или суицидально-любовных настроениях, но и о самом важном, то есть о жизни. Жизнь – это множество людей, знакомство с ними, знание, солнце, калейдоскоп и по преимуществу штука радостная.
– Кто твои учителя?
– Я стараюсь учиться у всех. Нельзя учиться у кого-то одного, всё равно все люди разные, при этом никого совершенного нет. Главный учитель – жизнь, мы все её ученики. Если говорить о конкретных литературных учителях, то для меня это Бунин и, быть может, Ремарк. Иногда меня называют учеником Потанина, но я начал писать раньше, я познакомился с ним уже после двух московских семинаров. Виктор Фёдорович скорее мой наставник в практических литературных делах, он помог мне определиться в литературной среде, укрепил веру в себя.
– Ты занимаешься и журна-листской работой. Отделяешь ли ты её от литературного творчества и, если да, то где, по какой линии проходит этот раздел?
– Конечно, разделяю. Литература – это то, что выходит из души. По Окуджаве – «Каждый пишет, как он дышит…». А журналистика – это всегда что-то прикладное. В литературе никто мне не указ, я сам – бог, сотворитель своего мира, а в журналистике есть редактор, условности, правила игры, обстоятельства, обстановка. Когда я пишу прозу, душа моя живёт открыто, а когда я пишу в газету, то стараюсь соблюдать определённые правила, отвечать на запрос редакции. Не в обиду газетчикам, здесь можно и без души обойтись. Отсюда разная требовательность к слову: в литературе его калибруешь, а в журналистике писательские функции отключены. Выдал информацию – и достаточно, без характеров, оттенков, цветов, без всего того, без чего литература превращается в журналистику. По-настоящему эти два вида творчества несовместимы.
– А как же пример русской литературы? Пушкин, Писарев, Белинский, Герцен, Некрасов, Достоевский, Короленко, Чехов, большинство советских писателей, начиная с Горького и Маяковского. Все они писали в газеты и журналы.
– Это другая эпоха, в которой журналистика была составной частью литературы. Нынешняя журналистика стала составной частью бизнеса. К сожалению, бизнесом становится и литература, вернее – написание книг. В Красноярске, на форуме молодых писателей Лев Аннинский передавал разговор с «детективщицей» Дарьей Донцовой. Донцова спросила именитого критика: «Вы читали мои книги?» «Нет», – честно ответил критик. «Слава Богу! И не читайте», – закончила автор книжных сериалов. Популярность Донцовой просчитана по законам бизнеса, купли-продажи. А, например, популярность Ирины Денежкиной построена на эпатаже, 50 % лексики её книг – мат. Популярность Захара Прилепина, в частности его романа «Санька», построена на оппозиционности взглядов по отношению к государству. Всё мельчает, идёт выветривание Слова. Достаточно изъясняться на языке Интернета или вообще бла-бла-бла, и ты уже писатель! Я не ханжа и в упомянутом вами романе «Руна» для передачи точности чувств, характеров, обстановки тоже несколько раз употребил ненормативную лексику, но у Денежкиной, Минаева, Стогова и подобных авторов это просто «передоз».
– Чего тебе не хватает?
– Свободы, то есть свободного времени для писательства. Сегодня свободное время можно купить, но для этого нужно очень много денег. Максим Горький, зачинатель многих издательских проектов и журналов, понимая это, своим авторам платил по 300 рублей за лист, а себе выписывал по 1000 рублей. Писатель должен зарабатывать литературным трудом. Так и будет, когда литература станет искусством элитарным. Лозунг «Книгу – в каждый дом!» умрёт. Не надо в каждый, пусть книга будет в том доме, где её и за 1500 рублей купят, а затем прочитают. Ведь в оперу не все ходят, да и на художественные выставки тоже. Пока же у нас пирамида перевёрнута: самые высокооплачиваемые – авторы потоков пошлости, сериалов, как в кино, так и в литературе. Создатели же настоящего, элитного бедствуют.
Переверните пирамиду! Пока всех не придавило…
 
< Пред.   След. >
Зауралье туристическое
О проекте
Ход проекта
Фотографии
Видео НМ
Видео о газете НОВЫЙ МИР
Сервисы НМ
Дать объявление
Пригласить журналиста
Задать вопрос специалисту
Связаться с редакцией
Отдел рекламы
РОСТО (ДОСААФ)
Бахтиёр Туйчиев
Как родить здорового ребенка
Праздник, помноженный на два
Неслучайные встречи
Закон новый, полис старый
Каким видом спорта
Подарки детям
Зауральская потребкооперация
Золотые перчатки
Художник
В Лебяжье
В Альменево
Греция ждёт
Жертвы телевидения
Память в огне
Дать человеку удочку
Газета в жизни моей
Государственная регистрация
Что скрывают
Как «Аванс» Москву покорял
Центр откроется в следующем году
Ориентир на клиента
Итог или продолжение
Волонтёры
На случай временной нетрудоспособности
Это будет совсем другой город
На крутых горках Куртамыша
Одаренный странник
Как стать волшебницей
Трансграничная преступность
Рваный рубль
Новый завод
Автомобильные шины
Зелёная планета
Овации
Здравствуй академия
Капустницы
В каких случаях
Профессия, которой нет важней
Задай вопрос специалисту
Опрос
Как провести новогодние каникулы с пользой?
 
Поиск людей
Поиск людей
Обновления
Фоторепортажи
Правительство Курганской области

Курганская областная Дума


Горячие линии Зауралья

Главные сайты Зауралья



Интеллектуал Зауралья

Молодежное правительство Курганской области

<

Лента новостей:
 Новости региона Новости сайта
Новый Мир в соцсетях
Архив месяца: