Для Натальи Борисовны Кузнецовой, учителя математики и физики из Баяракской школы Белозерского района, не существует понятия «ребёнок-гуманитарий». – Если ученик реально воспринимает действительность, способен обучаться, старательный, а рядом с ним хороший учитель, то математика для него не станет проблемой.
Наталья Борисовна вот уже 33 года работает педагогом. Свою трудовую деятельность начинала в Казахстане, где родилась.
– Мои родители – первоцелинники Кокчетавской области. Я всегда говорю:
те, кто ехал на целину – это особые люди. Они наиболее прогрессивные,
ведь в своё время не побоялись сорваться с места и отправиться на
неизведанные территории. Моими учителями в Казахстане были евреи, немцы,
поляки. На всю жизнь я полюбила своего преподавателя Анну Давыдовну
Бардецкую. Она и повлияла на выбор моей профессии. «Наташенька будет
математиком», – заключала она. Математику я не просто любила и знала. Я
могла взять и половину учебника прочитать за вечер. Учительница потом
удивлялась, откуда я знаю тему, которую только сейчас проходим на уроке.
Свой первый рабочий день Наталья Борисовна даже вспомнить не может,
слишком переволновалась накануне. А вот первый год запомнился –
тяжеловато было. В одном из классов училось 30 человек, 25 из них –
мальчишки. Попробуй тут, установи дисциплину, да ещё когда опыта нет.
– Даже с урока уходила. Мальчики следом шли, один говорит: «Наталья
Борисовна, не уходите с урока, а я вам лошадку слеплю из пластилина».
Ну, талантов было много – всякие дети были. А на второй год приехала
молодая учительница английского языка, теперь уже я к ней ходила
успокаивать ребят, – вспоминает педагог.
Через 16 лет учительница переехала в Россию. По её словам, привыкать к
новому месту жительства – селу Баярак – было тяжело. Но постепенно
педагог свыклась, тем более что здание Баяракской школы построено по
тому же проекту, что и на родине.
– Люблю свою работу, – признаётся Наталья Борисовна. – Учителем быть
абсолютно нетрудно. У меня никогда не возникало желания уйти из школы.
Не знаю, либо это призвание, либо характер консервативный. Перемен не
люблю. С детьми всегда нахожу общий язык, да и с учителями тоже.
Поладить с учениками непросто, но учительница знает секрет:
– Нужно очень много знать. Кому-то ответишь фразой из стихотворения,
кому-то в математике, в физике данные приведёшь, энциклопедические
знания покажешь. Мимолётно ответишь, где-то даже съязвишь, но потом
ученики тебя просто начинают уважать. Когда это случится, с ними уже
можно делать всё, что хочешь (смеётся).
На протяжении всей педагогической деятельности Наталья Борисовна всегда брала классное руководство.
– Когда с очередным выпуском прощаюсь, говорю: «Вы у меня последние, я
больше никого не возьму». Но так получается, что беру класс снова. Мои
выпускники потом ревнуют. Хочется уже закончить «предательство».
Результат неустанной работы каждого педагога виден в успехах его
учеников. Так и у Натальи Борисовны несколько ребят, которые преуспели в
математике, поступили в областной лицей для одарённых детей.
– Катя Кадочникова в прошлом году от нас ушла в лицей. Подготавливаю
олимпиадников, которые занимают призовые места на районном этапе.
Математика – особый предмет, чтобы выйти в победители, нужно
дополнительно в кружках заниматься. К сожалению, я не всегда веду
кружковую работу, потому что учебная нагрузка немаленькая, по 30 часов в
неделю.
Учительница старается шагать в ногу со временем, поэтому
медиа-установка, компьютер, интерактивная доска применяются на каждом
уроке. Активно идет работа по технологическим картам, не ново для неё и
проблемное обучение, когда учитель ставит задачу, а ребёнок сам делает
вывод.
– В педагогических конкурсах не участвую, не люблю. Я не артист по натуре, – рассказывает Наталья Борисовна и продолжает:
– Я всегда была очень политизирована, и сейчас уже не могу оторваться от
этого. В свободное время в Интернете что-то читаю, смотрю дебаты,
политические шоу.
– Зачем это вам нужно? Беспокоит будущее страны, общества?
– Раньше я верила во всё, а сейчас, наверное, по инерции смотрю. Ещё
чтобы с сыном младшим, который работает за границей, было о чём
поговорить. Наверное, ещё и привычка, которая «свыше нам дана, замена
счастию она».
В свободное время учительница с удовольствием занимается с тремя внуками.
– Стараюсь привить им наши семейные ценности, потому что считаю, что всё
идёт из семьи, всё генетически заложено: порядочность, честность,
знания, ум, рассуждения, логика. В свой отпуск еду куда-нибудь. Люблю,
чтобы год был разделён глобальной поездкой. Иначе этот год потом
теряется в памяти. Часто бывала в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи,
Абхазии. Но самое лучшее место – это Казахстан, где родилась. Тянет туда
очень, хотя возвращаться не собираюсь, потому что у моих троих детей
родина здесь. |