Альменевский историко-краеведческий музей в области известен давно: еще в 1985 году ему было присвоено звание народного, и с тех пор благодарственные письма и грамоты за участие в различных конкурсах здесь появляются регулярно. А недавно в селе праздновали юбилей учреждения – ему исполнилось 30 лет.
Основатель музея историк Файруза Шакирова, выйдя на пенсию в 1977 году, начала собирать материалы по истории края, домашнюю утварь и другие предметы быта коренных народов. Она проделала огромную работу – отыскала большую часть сегодняшних экспонатов. После открытия музея в 1980 году еще 12 лет Файруза Ибрагимовна проработала директором и сегодня является самым долгожданным посетителем. Альменевский краеведческий музей – один из самых многонациональных в нашей области: здесь представлены традиции, обычаи и культура башкир, татар, казахов и русских. И название у него соответствующее – «Дружба». Нынешний директор музея Владимир Юшков первым делом показывает интерьер татарской комнаты: большая печь, сплетенный из камыша коврик под ногами, домотканые полотенца, лоскутные одеяла… А в соседнем зале – традиционные одеяния представительниц четырех национальностей, проживающих в селе и районе.
Много в музее и подарков от друзей из Башкортостана и Татарстана – это и картины, и книги, и ковер с вытканной на нем казанской мечетью Кул Шариф, ставший прекрасным фоном для скульптуры каллиграфа Габдельнасыра Сабитова. Всю жизнь этот альменевский мастер переписывал книги – на его счету 223 тома, которые затем использовались в медресе для обучения детей. Габдельнасыр Сабитов прожил 95 лет и умер в 1841 году. Еще один уникальный музейный экспонат – могильная плита с надписью на татарском языке, выполненной арабской вязью. Надпись сообщает нам о погребенном под ней в 1826 году мулле Фазыле Ибрагиме Оглы Тынкачеве, а также о некоторых моментах его жизни. Например, плита гласит, что мулла после обучения в разных университетах вернулся на родину, в Альменево, а затем по поручению царя направился в Стамбул. Здесь вместе с султаном он совершил паломничество в Мекку (хадж). К сожалению, никаких документальных подтверждений этому до сих пор не обнаружено. Кстати, Альменево – не единственное название села. Второе, русское, имя (Могильное) село приобрело, по-видимому, из-за большого количества могильных плит, найденных на этой территории. – Татарские поселения появились давно, по неподтвержденным данным – в 1586 году, – рассказывает Владимир Дмитриевич. – По преданиям, заселение нынешнего Зауралья связано с распадом Казанского ханства: на территорию области пришли 12 семей и образовали пять деревень. Само же Альменево появилось позже – в 1720 году, когда на берегу обосновался первый татарин Альмен, по его имени названо и озеро Альменкуль (озеро Альмена) и село Альменево. Среди документальных свидетельств – записки петербургского академика Петра Симона Палласа, который проезжал по нашим краям в 1771 году. В то время в деревне Альменево было уже около 20 домов. Сегодня их расположение, в те годы и в наше время, можно увидеть на макетах села. С макетами соседствуют метрические книги, переданные музею местным загсом. Это редкие экземпляры – записи в них велись на татарском языке арабской вязью. Одна из книг раскрыта на странице «О бракоразводах в 1913 году» – разводы бывали и в мусульманских семьях. Экспозиции альменевского краеведческого музея прекрасно оформлены, да и наружная резная деревянная отделка музея выделяет его среди соседних зданий. Над всем этим целых 2,5 года трудились два челябинских художника – Илья Климин и Владимир Панафидин. Всего вместе с Владимиром Дмитриевичем мы посмотрели четыре музейных зала. Здесь и история альменевских участников войны, и первые коммунисты села, и достижения тружеников советского времени. Многие экспонаты Владимиру Юшкову передают урожденные альменевцы, уехавшие в другие города, но не забывшие малую родину. Отдельная комната в музее выделена под выставку зверей и птиц района. Местный охотник Василий Яблонских сам изготовил чучела рыси, косули, лисы, ворона, сороки, головы лося и других животных. Теперь они стали любимой детской экспозицией. Так под одной крышей энтузиасты Альменева собирают все самое уникальное и ценное из истории народностей, проживающих в районе. Татары, башкиры, казахи и русские здесь прекрасно друг с другом ладят, и многим из нас сегодня стоило бы поучиться терпимости у жителей многонационального села. |